Поэтика фантастического в «Невыдуманном антиромане» Владимира Федорова
Ключевые слова:
антироман, фантасмагория, инфернальные фигуры, «фантастическая логика сна», пространственная локализация, «линейное письмо», вариант художественного синтезаАннотация
В. Федоров, по профессии геолог, по призванию художник слова, начинал свой
творческий путь как поэт, но сегодня вполне может подписаться под вольтеровским девизом
«Все жанры хороши, кроме скучных». Настоящая статья посвящена его первому прозаическому
произведению «Гражданин № 1 навсегда исчезнувшего города», жанровую специфику которого
автор определил как «невыдуманный антироман». Действительно, в нем причудливо смешались
«реальность, странная фантастика и абсурд». Подобно Д. Свифту и Г. Уэллсу, писатель умело
«нейтрализует» фантастическое посредством целой системы художественных средств и приемов.
В частности, для ограничения прямой фантастики В. Федоров использует обращение к форме
сна, и его «антироман» построен как чередование снов и воспоминаний о далеком детстве.
Далее, средством вуалирования фантастического служит его пространственная локализация и
«включение» в подчеркнуто реальную, обыденную обстановку. Наконец, особая роль в поэтике
фантастического у В. Федорова отведена фигуре автора-повествователя. Его присутствие в
повествовании как очевидца и даже участника происходящего подтверждает достоверность
фантастических ситуаций и событий.
Л и т е р а т у р а
1. Андреев Л. Г. Чем же закончилась история второго тысячелетия? (Художественный синтез и
постмодернизм) // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. – М.: Высшая школа, 2001.
– С. 292-334.
2. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1979. – с. 320.
3. Бурцев А. А. Английский рассказ конца 19 – начала 20 века. Проблемы типологии и поэтики.
– Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1991. – с. 336.
4. Федоров, Владимир. Звезда голуболикой Жаннет. Повести. – Якутск: Бичик, 1993. – 235 c.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная