Особенности инварианта татарской советской драматургии 1930-1940-х гг.

Авторы

  • Алсу Самигулловна ШАРИПОВА, alsu-samigullovna@yandex.ru Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан

Ключевые слова:

татарская драматургия, инвариант, социалистический реализм, герой, конфликт, драма, трагедия, либретто.

Аннотация

Цель статьи – определить особенности инварианта татарской советской
драматургии 1930-1940-х гг. Научная новизна заключается в выявлении закономерностей
идейно-эстетического развития национальной сценической литературы исследуемого периода
через призму инварианта. Для достижения цели решаются следующие задачи: проведен краткий
обзор общих тенденций развития татарской драматургии в 1930-1940-х гг.; определены
основная тематика, особенности концепции героя и построения конфликта исследуемых пьес;
сформулированы основные идейно-эстетические особенности татарской советской драматургии
1930-1940-х гг. Полученные результаты свидетельствуют о том, что 1930-е гг. характеризуются
догматизацией социалистического реализма в качестве единого творческого метода, что
определяет тенденции дальнейшего развития татарской советской драматургии. В центре
внимания татарской сценической литературы исследуемого периода в основном оказываются темы,
связанные с коллективизацией сельского хозяйства и индустриализации страны; главная идея пьес
заключается в призыве к преобразованию жизни страны и строительству «светлого будущего».
Предпочтение отдается созданию «нового» советского героя – идеализированного образа
самоотверженного современника-труженика. Несмотря на полное исключение с поля зрения
татарской драматургии этнических (национальных) проблем наблюдаются и весьма удачные
попытки жанровых и поэтических экспериментов, которые достигались за счет обращения
авторов к историческим, фольклорным и этнографическим мотивам. В качестве основных методов
исследования применялись культурно-исторический и герменевтический методы.

Л и т е р а т у р а
1. Ахмадуллин А. Г. Татарская драматургия: история и проблемы. – Казань: Татар. кн. изд-во,
2012. – 511 с.
2. Булавка Л. А. Социалистический реализм: превратности метода. Философский дискурс. – М.:
Культурная революция, 2007. – 272 с.
3. Галимуллин Ф. Г. Соотношение эстетического и социологического в татарской литературе
1920-30 годов: Автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. – Казань, 1999. – 77 с.
4. Голубков М. М. Утраченные альтернативы: Формирование монистической концепции
советской литературы. 20-30-е годы. – М.: Наследие, 1992. – 202 с.
5. Гюнтер Х. Архетипы советской культуры // Социалистический канон: сб. статей / под общ. ред.
Х. Гюнтера и Е. Добренко. – Спб.: Академ. проект, 2000. – С. 743-784.
6. Гюнтер Х. Художественный авангард и социалистический реализм // Социалистический канон:
сб. статей / под общ. ред. Х. Гюнтера и Е. Добренко. – Спб.: Академ. проект, 2000. – С. 101-108.
7. Загидуллина Д. Ф. Модернизм в татарской литературе первой трети XX века. – Казань: Татар. кн.
изд-во, 2013. – 207 с.
8. Закирзянов А. М. Жанр трагедии в современной татарской драматургии // Вестник СанктПетербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2010. – № 1.
– С. 226-235.
9. Нигматуллина Ю. Г. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и
русской культур. – Казань: «Фән», 1997. – 190 с.
10. Сергеев В. Несколько застарелых вопросов // Избавление от миражей: Соцреализм сегодня.
– М., 1990. – С. 20-26.
11. Ханзафаров Н. Г. Татарская комедия. – Казань: «ФӘН», 1996. – 266 с.
12. Юсупова Н. М. Система образов-символов в татарской поэзии первой половины XX века:
монография. – Казань: Ихлас, 2018. – 312 с.

Загрузки

Опубликован

2022-03-31

Выпуск

Раздел

История и современный литературный процесс