Особенности инварианта татарской советской драматургии 1930-1940-х гг.
Ключевые слова:
татарская драматургия, инвариант, социалистический реализм, герой, конфликт, драма, трагедия, либретто.Аннотация
Цель статьи – определить особенности инварианта татарской советской
драматургии 1930-1940-х гг. Научная новизна заключается в выявлении закономерностей
идейно-эстетического развития национальной сценической литературы исследуемого периода
через призму инварианта. Для достижения цели решаются следующие задачи: проведен краткий
обзор общих тенденций развития татарской драматургии в 1930-1940-х гг.; определены
основная тематика, особенности концепции героя и построения конфликта исследуемых пьес;
сформулированы основные идейно-эстетические особенности татарской советской драматургии
1930-1940-х гг. Полученные результаты свидетельствуют о том, что 1930-е гг. характеризуются
догматизацией социалистического реализма в качестве единого творческого метода, что
определяет тенденции дальнейшего развития татарской советской драматургии. В центре
внимания татарской сценической литературы исследуемого периода в основном оказываются темы,
связанные с коллективизацией сельского хозяйства и индустриализации страны; главная идея пьес
заключается в призыве к преобразованию жизни страны и строительству «светлого будущего».
Предпочтение отдается созданию «нового» советского героя – идеализированного образа
самоотверженного современника-труженика. Несмотря на полное исключение с поля зрения
татарской драматургии этнических (национальных) проблем наблюдаются и весьма удачные
попытки жанровых и поэтических экспериментов, которые достигались за счет обращения
авторов к историческим, фольклорным и этнографическим мотивам. В качестве основных методов
исследования применялись культурно-исторический и герменевтический методы.
Л и т е р а т у р а
1. Ахмадуллин А. Г. Татарская драматургия: история и проблемы. – Казань: Татар. кн. изд-во,
2012. – 511 с.
2. Булавка Л. А. Социалистический реализм: превратности метода. Философский дискурс. – М.:
Культурная революция, 2007. – 272 с.
3. Галимуллин Ф. Г. Соотношение эстетического и социологического в татарской литературе
1920-30 годов: Автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. – Казань, 1999. – 77 с.
4. Голубков М. М. Утраченные альтернативы: Формирование монистической концепции
советской литературы. 20-30-е годы. – М.: Наследие, 1992. – 202 с.
5. Гюнтер Х. Архетипы советской культуры // Социалистический канон: сб. статей / под общ. ред.
Х. Гюнтера и Е. Добренко. – Спб.: Академ. проект, 2000. – С. 743-784.
6. Гюнтер Х. Художественный авангард и социалистический реализм // Социалистический канон:
сб. статей / под общ. ред. Х. Гюнтера и Е. Добренко. – Спб.: Академ. проект, 2000. – С. 101-108.
7. Загидуллина Д. Ф. Модернизм в татарской литературе первой трети XX века. – Казань: Татар. кн.
изд-во, 2013. – 207 с.
8. Закирзянов А. М. Жанр трагедии в современной татарской драматургии // Вестник СанктПетербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2010. – № 1.
– С. 226-235.
9. Нигматуллина Ю. Г. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и
русской культур. – Казань: «Фән», 1997. – 190 с.
10. Сергеев В. Несколько застарелых вопросов // Избавление от миражей: Соцреализм сегодня.
– М., 1990. – С. 20-26.
11. Ханзафаров Н. Г. Татарская комедия. – Казань: «ФӘН», 1996. – 266 с.
12. Юсупова Н. М. Система образов-символов в татарской поэзии первой половины XX века:
монография. – Казань: Ихлас, 2018. – 312 с.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная